Воронеж 2019

С 27 ноября по 1 декабря 2019 г. в г. Воронеже пройдет XVI Германо-Российский Форум СМИ по теме: «Современная журналистика и факт-чекинг», посвященный новым отношениям способов и вариаций коммуникации, а также ответственности профессионалов СМИ в эпоху возрастающего значения новых медиа для журналистики. Вы работаете журналистом или изучаете журналистику в вузе? Заинтересованы в обмене опытом с журналистами из Германии, России, Восточной Европы и СНГ? Тогда вам будут полезны мастер-классы, доклады, посещения местных редакций, предлагаемые трехдневным форумом в Воронеже – одном из крупных центров российской экономики, науки, культуры, высшего образования.

В течение пятнадцати лет Германо-Российский Форум организует конференции для российских и немецких молодых журналистов. Медиафорум уже проводился в Санкт-Петербурге, Ставрополе, Сочи, Мурманске, Владивостоке, Иркутске, Перми, Пятигорске, Москве и многих других российских городах. В конференциях приняло участие уже более 550 журналистов из Германии, России, Украины, Польши, Чехии, Белоруссии, Венгрии, Казахстана, Узбекистана и других стран. Вместе с опытными экспертами профессионалы СМИ рассматривали следующие темы: социальные сети в СМИ Германии и России, эхокамеры, журналистика данных, актуальные проблемы зарубежной журналистики, экожурналистика, научная коммуникация и многие другие. Сегодня мы предоставляем вам возможность в течение трех полных дней обсудить проблемы факт-чекинга. Воспользуйтесь этим шансом в рамках Германо-Российского года научно-образовательных партнёрств 2018-2020 гг.!

Тема

В 2019 г. в сфере журналистики доминируют два тренда: сокращение числа рабочих мест и потеря доверия. Оба этих тренда порождены кризисами, берущими свое начало в США и оказывающими прямое влияние на Европу. Они активно распространяются.

  • Только к началу 2019 г. в США было сокращено 2100 журналистских рабочих мест в СМИ, что составляет 12% от числа всех занятых в этой сфере. 15.500 рабочих мест было сокращено с 2018 г. – самого тяжелого года с момента начала финансового кризиса 2009 г.
  • Новости перемещаются из традиционных медиа в социальные сети
  • Доходы от рекламы концентрируются у таких интернет-гигантов, как Google и Facebook. Соответственно, доходы от рекламы других медиа снижаются.

«Старая» модель, предполагающая платную подписку на СМИ, становится все менее эффективной, а альтернативная коммерчески эффективная модель пока не изобретена. Читатели предпочитают потреблять информационные продукты бесплатно, частично такие продукты они производят сами – в социальных сетях. Цель и качество такой информации стремительно отдаляются от целей и задач, которые были поставлены перед профессиональной журналистикой 200 лет назад.

Поэтому на конец 2019 г. и 2020 г. прогнозируются критические изменения в сфере профессиональной журналистики. С 2004 г. количество журналистов на мировом трудовом рынке сократилось на 14%. В первую очередь это коснулось печатных СМИ. Одновременно с этим выросло число журналистов, пишущих эксклюзивные тексты и работающих в социальных сетях. Особенно востребованы специалисты, работающие с определенными целевыми группами в сетях Facebook, VK, LinkedIN, каналами в Telegramm, WhatsApp и др. Здесь речь идет не о журналистских профессиях в их традиционном понимании, а о компетенциях, пересекающихся с журналистскими.

  • Вместе с этим увеличилось общественное значение классических новостей. Образованные журналисты, строго придерживающиеся представлений об этике и объективной подаче информации, для современных демократий важны как никогда. „Факт-чекинг» сегодня – новая ценность для классической журналистики.

 

Причины:

Родившаяся в США парадигма «альтернативных фактов» и возрастающая дискредитация журналистов и традиционных новостных СМИ, называемых «лживой прессой» и «фейковыми новостями», обусловили кризис доверия в общественном дискурсе. Размываются границы между изложением фактов и высказыванием мнения. Читатели, сталкиваясь со все большей агрессией в публичных дискуссиях, испытывают все большие сомнения в том, кому вообще можно верить.

Возрастающая фрагментация публичного информационного потока в информационных каналах, ориентированных на определенные целевые группы, с информационными продуктами, цель которых сводится исключительно к максимизации доходов от рекламы, приводит к индивидуализации и снижению общего уровня знаний в публичном дискурсе, а сходная фактическая информация перестает быть общей основой для дискуссии.

Производителям новостей, распространяемым через социальные сети, часто недостает ресурсов, они часто не подчиняются требованиям объективной журналистики. Они имеют успех у читателей во многом за счет „бонуса доверия потребителей».

Битва СМИ за внимание потребителей приводит к постоянному чрезмерному раздражению и информационной перегрузке. Реципиенты постепенно утрачивают способность отделять релевантную информации от отвлекающей. Способность реципиентов к восприятию падает в зависимости как от объёма информации, так и от степени её сложности. Сведенные к минимуму привычки читать и писать в доминирующих сегодня средствах коммуникации оставляют мало пространства для дифференциации. Схемы мышления и ведения дискуссии становятся все более грубыми. Из-за этого важная информация все чаще не достигает реципиента.

Таким образом, перед классической журналистикой встает два вопроса: Каким представлением фактов она способна привлечь к себе внимание «ответственного гражданина»? Какие её отличительные черты способны укрепить доверие читателей?

Вывод: 2019/20 не станут годами окончательного упадка профессии журналиста, однако суть общественной функции СМИ стремительно меняется, формируя новые вызовы для молодых профессионалов. С другой стороны, тем специалистам, кто сможет приспособиться к актуальным тенденциям, откроются новые возможности, которых не предлагает классическая журналистика.

В то же время традиционное «установление фактов» сейчас актуально как никогда. Сравнение германского и российского опыта может быть полезным при поиске ответов на следующие вопросы: Как обращаются с «фейковыми новостями» и иными видами дезинформации в Германии и России, в Восточной Европе и СНГ? Где пролегают сегодня границы профессиональной журналистики в России и Германии? Какие новые ниши и форматы появляются в профессии? Какая специфика отличает тренды в Германии, России, Восточной Европе и СНГ от мировых трендов?

Место

В Воронеже, расположенном в 500 км на юг от Москвы, проживает около миллиона человек. Как «классический» российский региональный центр Воронеж предлагает многочисленные возможности для профессионального обмена опытом между профессиональными журналистами. При Воронежском университете, в котором учится 23 тысячи студентов, работает один из лучших журналистских факультетов России. Кроме того, в Воронеже находится множество редакций межрегионального уровня. Это позволит молодым журналистам интенсивно обсуждать базовые журналистские проблемы, но и познакомиться со спецификой журналистской работы в регионах. В этом контексте участникам будет полезно встретиться с молодыми российскими и иностранными студентами из региона.

Мы приглашаем к участию в Медиафоруме десять молодых журналистов из Германии и Восточной Европы и десять молодых журналистов из России и СНГ.

Требования к участникам:
— Россия, СНГ, Украина и Грузия – журналисты-выпускники германских программ (со знанием немецкого языка).
— Германия и Восточная Европа– волонтёры, начинающие журналисты и студенты с опытом журналистской работы до 35 лет (с высоким уровнем владения немецким или русским языком).

Большой интерес к теме медиафорума и опыт журналистской работы также являются условием участия.
Окончание приема заявок: воскресенье 10 ноября 2019

Заявки направляйте на E-Mail: hallo-deutschland@deutsch-russisches-forum.de

 

 

Необходимые документы:

Мотивационное письмо

на немецком языке, одна страница формата A4, – содержащее ответы на следующие вопросы:

  • Какие у Вас вышли публикации за последний календарный год? Аудио- и видеозаписи можно прислать ссылкой.
  • Почему вы хотите принять участие в XVI Медиафоруме? Каковы ваши ожидания от форума?
  • Какой вклад вы готовы внести?

Пожалуйста все документы присылайте одним документом в формате PDF

Позитивные ответы о Вашем участии в Форуме мы разошлём в понедельник, 4 ноября 2019.

Участники из Германии оформляют визу самостоятельно, однако организаторы готовы оказать поддержку при подаче документов на визу.

Мы рады Вашим заявкам!                       

Больше новой информации об экспертах и других деталях готовящегося Медиафорума, а также о его истории,  см. на нашей странице в Facebook: @alumninetzwerk.hallo.deutschland или на сайте:

http://medienforum.ru/

Предварительная программа XVI медиафорума в Воронеже

 

Среда, 27 ноября

В течение дня – прибытие участников и референтов. Размещение в гостинице.

17.00 Экскурсия по Воронежу

20.00 Ужин и знакомство

Четверг, 28 ноября

09.00 Приветствие: представители Германо-Российского Форума и Воронежского государственного университета

09.30 Вводный доклад: факт-чекинг, «качественная журналистика» и свобода СМИ в Германии, России и Восточной Европе. Законодательство и реальная практика.

10.30 Кофе-пауза

11.00 Обмен опытом: факты, социальные сети и «традиционная журналистика»

12.30 Обед

13.30 Мастер-класс: авторские права и факт-чекинг в СМИ Германии и России (на примерах из немецких, российских и восточноевропейских СМИ)

15.30 Кофе-пауза

16.00 Публичная подиумная дискуссия: «Современная журналистика и факт-чекинг». Модерация, четыре эксперта + воронежские журналисты и другие гости

19.00 Прием для участников, референтов и гостей

Пятница, 29 ноября

09.30 Вводный доклад: спектр СМИ в Воронеже

10.30 Посещение редакции (онлайн-) газеты, телестудии, беседы с редакторами

11.30 Подведение итогов посещений редакций

Дискуссия: новые технологии в СМИ в регионах России, Германии, Восточной Европы и СНГ (влияние политики и экономики, методы повышения открытости)

13.00 Обед

14.00 Разделение на две рабочие группы. Введение: анализ практических примеров в российской и немецкой журналистике

Мастер-классы

15.30 Кофе-пауза

16.00 Продолжение мастер-классов

17.30 Кофе-пауза

18.00 Подведение итогов мастер-классов: презентация результатов и дискуссия

19.00 Ужин

Суббота, 30 ноября  

09.30 Вводный доклад

10.30 Дискуссия

11.30 Кофе-пауза

12.00 Мастер-классы

13.30 Обед

14.30 Продолжение мастер-классов

16.00 Кофе-пауза

16.30 Презентация результатов мастер-классов

17.30 Подведение итогов медиафорума 2019: открытая дискуссия, презентация новых проектов

19.00 Ужин

Воскресенье, 1 декабря

Отъезд участников или работа над самостоятельными журналистскими заданиями